Мельбурн (Melbourne)

Мельбурн – второй по величине город Австралии после Сиднея, столица штата Виктория, расположившаяся вокруг залива Порт-Филлип. Численность населения с пригородами составляет около 4 077 036 человек (по оценкам на 2020 год). Мельбурн – самый южный город-миллионер в мире.

Город считается одним из основных коммерческих, промышленных и культурных центров Австралии. Мельбурн также часто называют «спортивной и культурной столицей» страны, так как в нём проходят многие спортивные и культурные события в жизни Австралии. Город знаменит своим сочетанием викторианской и современной архитектур, многочисленными парками и садами, многоликим и многонациональным населением. В 1956 году Мельбурн принимал у себя летние Олимпийские игры, а в 2006 году – Игры Содружества. Здесь же в 1981 году проходила встреча глав государств Британского Содружества наций, а в 2006 году – саммит G20. В 2017 году журнал The Economist седьмой раз подряд назвал Мельбурн самым комфортным для проживания городом планеты по совокупности признаков.

Мельбурн был основан свободными поселенцами в 1835 году как сельскохозяйственное поселение на берегу реки Ярры (это произошло спустя 47 лет после появления первого европейского поселения в Австралии). Благодаря золотой лихорадке в этом штате, город быстро превратился в метрополию и стал к 1865 году самым крупным и важнейшим городом Австралии, но уже в начале XX века он уступил пальму первенства Сиднею.

В период с 1901 года, когда была образована Федерация Австралии, и до 1927 года, когда для столичных нужд была построена Канберра, в Мельбурне располагались австралийские правительственные учреждения.

История

Территория, прилегающая к реке Ярра и заливу Порт-Филлип, на которой в настоящее время располагается Мельбурн, до прихода европейцев была населена представителями племени австралийских аборигенов вурунджери. Принято считать, что аборигены проживали в этой местности по меньшей мере 40 000 лет. Первая попытка основать здесь европейскую колонию была предпринята англичанами в 1803 году, когда они образовали каторжное поселение в районе Салливан-Бей, однако это поселение было покинуто спустя всего несколько месяцев.

В мае и июне 1835 года территория, на которой сейчас располагается центральная и северная части города, была обследована Джоном Бэтманом, одним из основателей Ассоциации Порт-Филлип, который заключил с восемью вождями племени вурунджери договор о продаже 600 000 акров (2400 км²) прилегающей земли. Он выбрал для поселения северный берег Ярры и объявил, что «на этом месте будет построена деревня», после чего вернулся в город Лонсестон в Тасмании, носившей тогда название «Земля Ван-Димена». Однако, когда поселенцы, посланные Ассоциацией, прибыли на место для основания деревни, они обнаружили, что здесь уже существовало поселение, образованное группой людей во главе с Джоном Паскоу Фокнером, которые прибыли сюда на борту корабля «Энтерпрайз» 30 августа 1835 года. В конце концов, обе группы пришли к соглашению о совместном освоении территории. Договор, который заключил Бэтман с аборигенами, был вскоре отменён администрацией Нового Южного Уэльса, управлявшей в то время территорией всей континентальной Австралии. Это означало, что земля переходит в собственность Короны, однако права людей, проживавших здесь, были закреплены, и вновь образованному городу было дано право на существование.

В 1836 году губернатор Бурк объявил город административным центром округа Порт-Филлип, входившего в состав колонии Новый Южный Уэльс, а в 1837 году утвердил первый план города, известный под название «План Ходдла». В конце того же года городу было дано окончательное название — Мельбурн, в честь премьер-министра Великобритании, Уильяма Лэма, 2-го виконта Мельбурн, чьё родовое имение располагалось в местечке Мельбурн, Дербишир, Англия. Мельбурн был объявлен городом после оглашения 25 июня 1847 года жалованной грамоты Королевы Виктории. Когда штат Виктория получил статус независимой колонии в 1851 году, Мельбурн стал его столицей. С момента открытия золота в штате в 1850-х годах и начала золотой лихорадки город начал стремительно развиваться, обеспечивая регион всем необходимым и служа основным портом юго-востока Австралии. Во время бурного развития Мельбурна в 50-х и 60-х годах XIX века были построены многие наиболее известные городские здания, такие как: здание парламента Виктории, здание казначейства, Государственная библиотека, Верховный суд, университет, центральная почта, здание правительства, а также соборы Святого Павла и Святого Патрика. Центральные городские кварталы были хорошо спланированы, в городе были проложены многочисленные бульвары и разбиты сады и парки. В эти годы Мельбурн стал основным финансовым центром страны: в нём расположились штаб-квартиры нескольких важнейших банков. В 1861 году в городе была образована первая в Австралии биржа.

К 80-м годам XIX века бурное развитие Мельбурна продолжилось. Город стал одним из крупнейших городов Британской империи, одновременно считаясь одним из богатейших городов мира. В эти годы процветания Мельбурн принял у себя несколько международных выставок в специально для этих целей построенном Выставочном центре. Один из журналистов, посетивший город в 1885 году, назвал город «Изумительный Мельбурн». Эта фраза прижилась, и город продолжают называть так на протяжении всего XX столетия. Бурное городское строительство привело к буму, который достиг своей кульминации в 1888 году. В это время цены на недвижимость подогревались оптимистическими прогнозами промышленного развития. В результате было построено большое количество высотных зданий, офисов, «кофейных дворцов», доходных домов. Далеко не все они сохранились в результае последующего развития города, застройки современными высотными зданиями, а также после сноса многих зданий той эпохи из-за ужесточения правил противопожарной безопасности. Однако, несмотря на это, Мельбурн до сих пор знаменит своей Викторианской архитектурой. Этот период так же характеризуется широким развитием общественного транспорта и, в частности, сети радиальных трамвайных путей.

         

Период процветания пришёл к концу, когда в 1891 году в городе начался сильнейший экономический кризис, который привёл городские финансы к полному хаосу: в этот период в Мельбурне закрылось 16 небольших банков и инвестиционных сообществ, а 133 компании объявили о своей ликвидации. Мельбурнский финансовый кризис послужил толчком для начала экономического кризиса во всей Австралии, который продолжался в течение всех 90-х годов XX века, а также Австралийского банковского кризиса 1893 года. Эффект, который депрессия оказала на экономику города, трудно переоценить. И хотя город продолжал медленно развиваться, последствия кризиса сказывались на протяжении первых десятилетий XX века.

С момента образования Австралии как независимого государства 1 января 1901 года Мельбурн был объявлен временной столицей страны. Первый федеральный парламент начал свои заседания в здании Королевского выставочного центра с 9 мая 1901 года. Правительство Австралии переместилось в Канберру в 1927 году, однако Мельбурн продолжал оставаться резиденцией генерал-губернатора Австралии вплоть до 1930 года. Многие важнейшие государственные институты оставались в Мельбурне на протяжении всего XX века.

Город был также штаб-квартирой объединённых войск союзников во главе с американским генералом Дугласом Макартуром на тихоокеанском театре во время Второй мировой войны с 1942 по 1944 года. В военный период промышленность Мельбурна получила многочисленные военные заказы, что превратило город в основной промышленный центр Австралии. После войны город продолжил расти быстрыми темпами благодаря в основном резко возросшей иммиграции, а так же престижу города как организатора летних Олимпийских игр 1956 года. В последующие десятилетия активно развивалась сеть автострад, а значительное увеличение личного автомобильного парка позволила развивать прилегающие к городу районы. Центральная часть Мельбурна стала более современной благодаря претворению в жизнь многочисленных проектов по модернизации городской инфраструктуры. Начало экономического подъёма и развития горнодобывающей отрасли в конце 60-начале 70-х годов XX века благотворно отразилось на городе. В Мельбурн были перенесены головные офисы многих крупнейших компаний, а также Австралийский резервный банк. Город оставался финансовой и деловой столицей Австралии до конца 70-х годов, после чего, однако, он стал постепенно уступать лидирующие позиции Сиднею.

Экономика Мельбурна сильно пострадала во время экономического спада в Виктории между 1989 и 1992 годами. В этот период прекратили своё существование многие экономические институты города. В 1992 году к власти пришла правительственная коалиция, возглавляемая Джефом Кеннеттом. Новая администрация начала кампанию по обновлению экономики города, были запущены многочисленные инвестиционные проекты, началась компания по развитию Мельбурна в качестве туристического центра. В городе были проведены многие всемирно известные фестивали и мероприятия, такие как этап Формулы 1. Крупными проектами этого периода были работы по реконструкции и строительства Музей Мельбурна, Площади федерации, Мельбурнского центра выставок и собраний, Краун-Казино, Сити-Линк (платное шоссе, проходящее по центру города). Одновременно была проведена приватизация некоторых объектов инфраструктуры Мельбурна, включая системы электроснабжения и общественного транспорта, а также изменена системы финансирования многих общественных сфер, в том числе здравоохранения и образования.

Начиная с 1997 года, в Мельбурне наблюдается значительный рост населения и рабочих мест. В развитие города, прежде всего в промышленность и рынок недвижимости, вкладываются значительные международные инвестиции. Согласно данным 2006 года Статистического бюро Австралии, Мельбурн с 2000 года занимает первое место среди крупнейших городов Австралии по показателям экономического роста и прироста населения.

Городская структура и управление

Мельбурн был основан на северном берегу реки Ярра в 1835 году на участке площадью 1,6 км на 0,8 км. Строительство в городе велось в соответствии с Планом Ходдла (англ. Hoddle Grid), разработанным Робертом Ходдлом, бывшим в то время землемером колонии. Все главные улицы центральной части Мельбурна до сих пор проходят в точном соответствии с этим планом. Центр города известен своими историческими улицами и пассажами, самые известные из которых Блок-Плейс и Ройял-Аркейд, на территории которых располагаются многочисленные магазины и кафе. Центральная часть изобилует многочисленными историческими и интересными в архитектурном отношении зданиями, такими как Королевский выставочный центр, здание парламента Виктории, Центральный зал Мельбурна. И хотя место, где началось строительство города, до сих пор считается центром, оно не является демографическим центром из-за того, что в XX веке Мельбурн в основном рос в восточном направлении.

Мельбурн во многих отношениях можно назвать типичным австралийским городом, так как его развитие, особенно в XX веке, определялось развитием спальных районов, где могла бы осуществиться мечта каждой австралийской семьи о своём отдельном доме с небольшим участком земли. Большая часть метрополии Мельбурна характеризуется относительно низкой плотностью населения. Прокладка сети радиальных железных дорог и трамвайных путей способствовала именно такому развитию города, когда люди предпочитали селиться в районах с относительно низкой ценой на землю и вблизи так называемых «транспортных коридоров».

Благодаря огромному количеству парков, садов и бульваров Мельбурн очень часто называется «городом-садом», а штат Виктория известен как «Штат садов» ещё с XIX века. Большинство самых известных садов и парков расположено в непосредственной близости от центра города. В Мельбурне находятся пять из шести самых высоких зданий Австралии, самым высоким из которых на сегодняшний день является Eureka Tower.

Согласно исследованию по определению наиболее удобного для жизни города, проводимому журналом Экономист, Мельбурн трижды занимал первые места в 2002, 2004 и 2005 годах. Это исследование учитывает такие показатели как культура, климат, стоимость жизни, уровень преступности, здравоохранение. В последние годы быстро растущие цены на жильё отодвинули Мельбурн на 36-ю позицию в списке наиболее дорогих городов мира и на 2-ю позицию среди австралийских городов.

Администрация Мельбурна управляет центральной частью города, которая включает в себя Центральный деловой район и некоторые прилегающие районы. Однако глава администрации, лорд-мэр Мельбурна, часто (особенно во время заграничных поездок) рассматривается в качестве представителя Большого Мельбурна, который включает в себя всю территорию метрополии. Действующий в настоящий момент лорд-мэр Мельбурна Джон Со был награждён в 2006 году престижной наградой «Мировой Мэр».

         

Остальная часть территории Большого Мельбурна поделена на 30 местных муниципалитетов. Все они имеют статус городских администраций за исключением четырёх районов, которые имеют статус пригородных. Районные администрации образуют советы и отвечают за целый ряд функций (которые передаются им правительством штата Виктория согласно Акту местного самоуправления от 1989 года), такие как городское планирование и сбор мусора.

Большинство мероприятий, затрагивающих интересы всего города, проводятся правительством штата Виктория, которое заседает в здании Парламента штата Виктория, расположенном на улице Спринг-Стрит. В сферу ответственности правительства включены: общественный транспорт, главные дороги, управление движением транспорта, полиция, образование, планирование и управление городской инфраструктурой. В связи с тем, что две трети населения Виктории проживает в Мельбурне, правительство штата традиционно имеет большое влияние в городских делах. Такая ситуация не является уникальной для Австралии, так как во многих штатах правительства штатов управляют ещё бо́льшими метрополиями.

Экономика

В Мельбурне расположен крупнейший в Австралии морской порт. Его ежегодный товарооборот составляет около AUD$ 75 миллиардов. Также на Мельбурнский морской порт приходится 39 % национального контейнерного оборота.

В Мельбурне располагается бо́льшая часть предприятий австралийской автомобильной промышленности, которую представляют сборочные заводы Форд и Тойота, а также завод по производству двигателей для автомобилей Холден. Город также является базой для многих других отраслей промышленности, и в то же время является крупнейшим финансовым и коммерческим центром.

Мельбурн – центр современных технологий. Отрасли, связанные с компьютерами или информационными технологиями, предоставляют рабочие места более чем 60 000 человек, что является третьим показателем по Австралии. Эта индустрия имеет оборот AUD$ 19,8 миллиардов, из которых AUD$ 615 миллионов идут на экспорт.

Мельбурн является крупнейшим центром банковской деятельности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Два из четырёх банков, входящим в «Большую чётверку» Австралии, NAB и ANZ, имеют штаб-квартиры в этом городе. Мельбурн занимает лидирующее место среди крупнейших городов Австралии по числу пенсионных фондов. В нём располагается самый крупный пенсионный фонд Австралии – Федеральный фонд будущего.

Туризм в настоящее время является одной из основных отраслей экономики Мельбурна. По данным 2004 года город посетило примерно 4,6 миллионов австралийских туристов и 1,88 миллиона туристов из-за рубежа. На истекший период 2008 года Мельбурн отобрал пальму первенства у Сиднея как основного туристского центра Австралии.

Мельбурн является городом, где базируются многие крупнейшие австралийские корпорации, включая пять, входящих в первую десятку (по общему обороту), а именно ANZ, BHP Billiton, National Australia Bank, Rio Tinto и Telstra. Здесь располагаются головные институты таких организаций как Деловой совет Австралии и Австралийский совет профессиональных союзов.

Мельбурн занимает 34 место в списке 50 крупнейших мировых финансовых центров согласно индексу мировых коммерческих центров Мастеркард и второе место в Австралии, уступая только Сиднею.

Город приобретает всё большее значение как центр международных собраний и конференций. В феврале 2006 года началось строительство крупнейшего конференц-центра на 5000 мест. Инвестиционная стоимость проекта оценивается в AUD$ 1 миллиард.

В 2014 году по оценке журнала The Economist Мельбурн занял шестое место среди самых дорогих городов мира и стал вторым после Сиднея самым дорогим городом Австралии.

Транспорт

Транспортная система Мельбурна объединена под единой маркой Metlink. Она берет своё начало во второй половине XIX-го века, когда трамваи и поезда были основными средствами общественного транспорта. С 1950-х годов в связи с резким увеличением количества частных автомобилей быстрыми темпами строились автодороги и шоссе. Эта тенденция сохранялась на протяжении последующих десятилетий, что

привело к тому, что количество людей, постоянно пользовавшихся общественным транспортом, сократилось с 25 %, как это было в 1940-х годах, до 9 %. В 1999 году общественный транспорт в Мельбурне был приватизирован.

Трамвайная сеть в Мельбурне считается третьей по величине в мире и крупнейшей за пределами Европы. Это единственная трамвайная сеть в Австралии, которая имеет более одной линии. Трамвай в Мельбурне – это не только средство передвижения, но также элемент культурного наследия и важная туристская достопримечательность. В центральной части города имеется бесплатный кольцевой маршрут, широко распространены передвижные рестораны.

Сеть поездов местного сообщения в Мельбурне состоит из 17 линий. Все они представляют собой радиальные линии, за исключением частично подземной кольцевой участка, проходящего по Центральному деловому району города. Железные дороги в основном электрифицированы. Крупнейшим в городе является вокзал Флиндерс-Стрит Стейшн. В 1926 году этот вокзал считался крупнейшим в мире по количеству пассажиров. Железные дороги соединяют Мельбурн со многими городами внутри штата Виктория, а также с Сиднеем и Аделаидой. Поезда междугороднего сообщения отправляют со станции Саузерн-Крос.

Автобусная сеть Мельбурна состоит из примерно 300 маршрутов, которые в основном обслуживают удалённые пригороды и заполняют промежутки между железнодорожными и трамвайными линиями.

Мельбурн характерен высокой степенью зависимости от личного транспорта: только 7,1 % населения пользуются общественным транспортом, однако за последнее время эта доля несколько возросла в основном из-за возросших цен на бензин. В Мельбурне насчитывается примерно 3,6 млн частных автомобилей и 22 320 километров дорог, что является одним из самых высоких показателей в мире в пересчёте на душу населения.

Мельбурнский порт является самым крупным морским портом Австралии. В 2007 году через порт было перевезено порядка 2 миллионов контейнеров за 12 месяцев, что поставило его на пятое место среди портов южного полушария. Мельбурн является важнейшим круизным портом Австралии наряду с Сиднеем. Из города ходят регулярные паромы, соединяющие материковую Австралию и остров Тасмания.

В Мельбурне имеется четыре аэропорта. Крупнейший из которых, Международный Аэропорт Мельбурна, располагается в Туллимарине. В этом аэропорту базируются такие авиакомпании как Jetstar и Tiger Airwais Australia, он также является крупным промежуточным центром для Qantas и Virgin Blue.

Культура

Мельбурн – культурная и спортивная столица Австралии. В городе проводится большое количество ежегодных культурных мероприятий, здесь расположены многие крупнейшие австралийские музеи и выставки. Уникальна и местная архитектура.

Музыкальная культура имеет глубокие корни в городе. Многие известные австралийские музыканты являются выходцами из Мельбурна. В последние годы город приобрёл популярность в мире как один из основных центров стрит-арта. Этот вид современного городского искусства стал популярен в Мельбурне настолько, что это нашло отражение в путеводителях. Город считается одним из основных мировых центров викторианской архитектуры (1837–1901), в котором сохранилось большое количество зданий этого стиля. Архитектурный облик города также не мыслим без прекрасных образцов современной архитектуры, появившихся в Мельбурне начиная с середины XX века.

Театральная жизнь в Мельбурне очень разнообразна. Город является домом для Национального балета Австралии. Королевский мельбурнский филармонический оркестр был основан в городе в 1853 году и является старейшим профессиональным оркестром Австралии и единственным, носящим звание «Королевский». В Мельбурне расположено больше театров, чем в любом другом городе Австралии. Также город является основным центром австралийской моды. Здесь ежегодно проходит Мельбурнский фестиваль моды.

         

Демография

Современный Мельбурн представляет из себя многонациональное и мультикультурное сообщество. Почти четверть населения штата Виктории составляют люди, родившиеся за пределами Австралии, и Мельбурн является местом проживания для выходцев из 233 стран, которые говорят на 180 языках и проповедуют 116 различных религий. В городе располагается вторая по величине азиатская община в Австралии, в состав которой входят крупнейшие вьетнамская, индийская и шриланкийская общины в стране.

Первыми людьми, населявшими территорию современного Мельбурна, были австралийские аборигены, в частности, представители племён банаронг, вурунджери и ватаронг. И в настоящее время город является важным центром жизни аборигенов. Общая численность коренных жителей Австралии составляет в Мельбурне более 20 000 человек (0,6 % населения города).

Первыми европейскими жителями города были англичане и ирландцы. Именно к ним принадлежали все первые поселенцы, прибывшие в штат Виктория во время золотой лихорадки и составлявшие большинство иммигрантов вплоть до начала Второй мировой войны. Открытие золота и начало золотой лихорадки в 50-х годах XIX века послужило началом бурного развития Мельбурна. В течение первых нескольких месяцев с момента открытия золота в Виктории население Мельбурна увеличилось почти на 75 %, с 25 тысяч до 40 тысяч. Этот рост продолжался, не снижаясь на протяжении последующих десятилетий, и уже к 1965 году Мельбурн обогнал Сидней по численности населения. В последующие годы золотой лихорадки в Викторию и Мельбурн стали прибывать значительные группы выходцев из Китая, Германии и Соединённых Штатов.